+7 (925) 062-73-93
·
artem@koshellaw.ru
·
Пн - Пт 09:00-17:00
Проконсультироваться

Спонсорский vs рекламный договор в профессиональном спорте

Размещение рекламы на спортивных матчах, боксерских поединках или форме спортсмена является неотъемлемой частью профессионального спорта текущих дней. Часто можно услышать, что та или иная компания выступает спонсором спортивного мероприятия. Возникает вопрос: есть ли различия между спонсорским договором и рекламным?

На первый взгляд может показаться, что между спонсорским и рекламным договором нет различий. Предметом договоров является распространение рекламы на возмездной основе. Распространение (размещение) рекламы связано со спортивным мероприятием, лигой, клубом или спортсменом. Однако различия все же есть и их важно знать для правильного построения отношений между спонсором/рекламодателем и субъектом профессионального спорта. Поясним ключевые, на мой взгляд, различия.

Спонсор vs рекламодатель

Федеральный закон «О рекламе» определяет спонсорскую рекламу как рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Можно утверждать, что спонсор — это специальный статус. Каждый спонсор — это рекламодатель, но не каждый рекламодатель — это спонсор. В противном случае любой рекламодатель, разместивший свою рекламу на спортивном мероприятии, будет считаться спонсором.

Для признания рекламодателя спонсором в профессиональном спорте необходимо наличие двух признаков: 1) связь размещаемой рекламы со спортивным мероприятием или с участником спортивного мероприятия (клубом, лигой, а если речь идет об индивидуальных видах спорта, то спортсменом), 2) наделение рекламодателя статусом спонсора, объем прав, которого определены в договоре между рекламодателем и рекламораспространителем.

Важно отметить, что если по условиям договора заказчик наделен статусом спонсора, то даже отсутствие в рекламе упоминания о нем как о спонсоре не превращает его из спонсора в обычного рекламодателя.

Предмет спонсорского договора

В базовом варианте предметом договора является оказание заказчику услуг по распространению спонсорской рекламы и наделение его статусом (титулом) спонсора за вознаграждение, выплачиваемое исполнителю. Дополнительно стороны могут предусмотреть предоставление спонсору вместе со статусом (титулом) набора прав, возможностей, привилегий, а также право использования товарных знаков, символики и иных результатов интеллектуальной деятельности (например, фотографий, видеороликов). Спонсорский договор, включающий, элементы лицензионного договора, становится смешанным договором с точки зрения Гражданского кодекса РФ.

Под правами, возможностями и привилегиями понимаются, как дополнительные способы продвижения спонсора, его товаров и услуг (например, право привлекать спортсменов к участию в активностях спонсора, право вручения призов и проведения маркетинговых мероприятий во время спортивного мероприятия и т.д.), так и некоторые дополнительные преимущества (например, выделение квоты билетов для спонсора, отдельная ложа, организация выездов на гостевые матчи и т.д.).

Использование товарных знаков

Следует отдельно прояснить вопрос: требуется ли заключение лицензионного договора для использования исполнителем товарных знаков спонсора в размещаемой рекламе?

Исходя из анализа действующего законодательства и правоприменительной практики ответ — нет, не требуется, так как в рамках спонсорского договора использование товарных знаков спонсора осуществляется по заданию самого спонсора.

Однако, когда речь идет об использовании спонсором товарных знаков спортивного клуба в активностях спонсора (например, размещение на товарах спонсора товарных знаков клуба), сторонам следует заключать лицензионный договор. Элементы лицензионного договора могут быть включены в спонсорский договор.

Таким образом, главное различие между спонсорским и рекламным договором в профессиональном спорте заключается в специальном статусе спонсора и наборе инструментов, которые дает спонсорский договор по продвижению спонсора. Развитие технологий и средств коммуникаций открывает для спонсора и лиги/клуба/спортсмена широкий простор для выбора форм и механизмов взаимодействий в рамках спонсорского договора. Однако, стороны должны аккуратно и внимательно подходить к составлению спонсорского договора для того, чтобы положения договора не противоречили действующему законодательству и регламентным нормам.

Об особенностях регулирования отношений, связанных со спонсорской рекламой в спорте, речь пойдет в следующих статьях.

Статья по теме